Антикоррупционная политика

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Антикоррупционная политика открытого акционерного общества «Научно-исследовательский институт электронных вычислительных машин» (далее – Общество) представляет собой комплекс взаимосвязанных принципов, процедур и конкретных мероприятий, направленных на профилактику и пресечение коррупционных правонарушений в деятельности Общества. Настоящая Антикоррупционная политика определяет задачи, основные принципы противодействия коррупции и меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Антикоррупционная политика Общества разработана в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь от 15.07.2015 N 305-З «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон о борьбе с коррупцией), действующим законодательством Республики Беларусь и норм международного права.

Антикоррупционная политика отражает приверженность Общества и его руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения деятельности в Обществе, а также поддержанию репутации на должном уровне.

Целью Антикоррупционной политики является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Обществе.

Общество ставит перед собой следующие цели:

1) сформировать у работников и иных лиц единообразие понимания антикоррупционной политики Общества о непринятии коррупции в любых ее формах и проявлениях;

2) минимизировать риск вовлечения Общества, его руководства и работников независимо от занимаемой должности в коррупционную деятельность;

3) обобщить и разъяснить основные требования антикоррупционного законодательства Республики Беларусь, которые могут применяться в Обществе.

Задачами Антикоррупционной политики являются:

1) определение основных принципов противодействия коррупции в Обществе;

2) методическое обеспечение разработки и реализации мер, направленных на профилактику и противодействие коррупции в Обществе;

3) информирование работников Общества о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;

4) установление обязанности работников Общества знать и соблюдать принципы и требования настоящей Антикоррупционной политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также мероприятия по предотвращению коррупции.

 ГЛАВА 2. ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

 Коррупция – умышленное использование государственным должностным или приравненным к нему лицом либо иностранным должностным лицом своего служебного положения и связанных с ним возможностей в целях противоправного получения имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для себя или для третьих лиц, а равно подкуп государственного должностного или приравненного к нему лица либо иностранного должностного лица путем предоставления им имущества или другой выгоды в виде работы, услуги, покровительства, обещания преимущества для них или для третьих лиц с тем, чтобы это государственное должностное или приравненное к нему лицо либо иностранное должностное лицо совершили действия или воздержались от их совершения при исполнении своих служебных (трудовых) обязанностей, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица, в том числе иностранного.

Коррупцией также является совершение деяний, перечисленных в ст. 25 и 37 Закона о борьбе с коррупцией.

В интересах проводимой профилактической работы к коррупции Обществом причисляется коммерческий подкуп.

Коммерческий подкуп – получение работником индивидуального предпринимателя или юридического лица, не являющимся должностным лицом, либо лицом, выполняющим работы или оказывающим услуги индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу по гражданско-правовому договору, материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера за действие (бездействие) в интересах дающего, связанное с выполняемой этим лицом работой или оказываемой услугой и заведомо способное причинить вред интересам собственника или его клиентов, либо предоставление такого вознаграждения.

Противодействие коррупции – деятельность государственных органов и учреждений, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Организация – юридическое лицо независимо от формы собственности, организационно-правовой формы и отраслевой принадлежности.

Контрагент – любое белорусское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым Общество вступает в договорные отношения, за исключением трудовых.

Получение взятки – принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий.

Конфликт интересов – ситуация, при которой личные интересы работника (представителя Общества), его супруга (супруги), близких родственников или свойственников влияют или могут повлиять на надлежащее исполнение работником (представителем Общества) своих трудовых обязанностей при принятии им решения или участии в принятии решения либо совершении других действий по работе.

Близкие родственники – родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки работника Общества (представителя Общества).

Свойственники – близкие родственники супруга (супруги). В интересах противодействия коррупции Обществом к числу свойственников причисляются родители супруги (супруга) работника Общества (представителя Общества), в том числе усыновители (удочерители).

Личная заинтересованность работника (представителя Общества) – заинтересованность работника (представителя Общества), связанная с возможностью получения работником (представителем Общества) при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц.

Коррупционное правонарушение – деяние, обладающее признаками коррупции, за которые нормативным правовым актом предусмотрена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.

Коррупционный фактор – явление или совокупность явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующие их распространению.

Предупреждение коррупции – деятельность в рамках антикоррупционной политики Общества, направленная на выявление, изучение, ограничение либо устранение явлений, порождающих коррупционные правонарушения или способствующих их распространению.

 ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА

 Антикоррупционная политика Общества основывается на следующих ключевых принципах:

принцип соответствия Антикоррупционной политики Общества действующему законодательству Республики Беларусь и общепринятым нормам – соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Республики Беларусь, заключенным Республикой Беларусь международным договорам, национальному законодательству Республики Беларусь;

принцип личного примера руководства – ключевая роль руководства Общества в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции;

принцип вовлеченности работников – информированность работников Общества о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур;

принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции – разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения Общества, его руководителей и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности Общества коррупционных рисков;

принцип эффективности антикоррупционных процедур – применение в Обществе таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят наиболее значимый результат;

принцип ответственности и неотвратимости наказания –  неотвратимость наказания для работников Общества вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей, а также персональная ответственность руководства Общества за реализацию внутриорганизационной антикоррупционной политики;

принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга – регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

 ГЛАВА 4. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТИКИ И КРУГ ЛИЦ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ЕЕ ДЕЙСТВИЕ

 Основным кругом лиц, подпадающих под действие политики, являются работники Общества, находящиеся с ним в трудовых отношениях, вне зависимости от занимаемой должности и выполняемых функций, и другие лица, с которыми Общество вступает в договорные отношения.

Антикоррупционные условия и обязательства могут закрепляться в договорах, заключаемых Обществом с контрагентами.

 ГЛАВА 5. ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА ОБЩЕСТВА, ОТВЕТСТВЕННЫЕ ЗА РЕАЛИЗАЦИЮ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

 Директор Общества отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, включая назначение лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.

Ответственными за реализацию антикоррупционной политики являются члены Комиссии по противодействию коррупции.

Задачи, функции, полномочия Комиссии по противодействию коррупции в рамках реализации Антикоррупционной политики:

разработка и представление на утверждение директора Общества проектов локальных правовых актов Общества, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции;

организация проведения оценки коррупционных рисков;

разработка плана антикоррупционных мероприятий в Обществе;

проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов директору Общества;

проведение контрольных мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками Общества;

организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;

прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами Общества или иными лицами;

оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия;

иные задачи, функции и полномочия в соответствии с действующим законодательством и настоящей Антикоррупционной политикой.

 ГЛАВА 6. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА, CВЯЗАННЫХ С ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЕМ КОРРУПЦИИ

 Работники Общества в связи с исполнением своих трудовых обязанностей должны:

воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени Общества или в личных интересах;

воздерживаться от поведения, которое обоснованно может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени Общества или в личных интересах;

незамедлительно информировать непосредственного руководителя, членов Комиссии по противодействию коррупции, руководство Общества о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;

незамедлительно информировать непосредственного руководителя, членов Комиссии по противодействию коррупции, руководство Общества о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами Общества или иными лицами;

сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

 ГЛАВА 7. ПЕРЕЧЕНЬ АНТИКОРРУПЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, СТАНДАРТОВ И ПРОЦЕДУР, ПОРЯДОК ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ (ПРИМЕНЕНИЯ)  

НаправлениеМероприятие
Нормативное обеспечение, закрепление стандартов поведенияВнесение изменений в Кодекс корпоративной культуры Общества путем разработки и принятия правил, регламентирующих вопросы обмена деловыми подарками и знаками гостеприимства
Разработка и внедрение положения о конфликте интересов
Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью Общества, стандартной антикоррупционной оговорки
Разработка и введение специальных антикоррупционных процедурВведение процедуры информирования работниками работодателя о случаях склонения их к совершению коррупционных нарушений и порядка рассмотрения таких сообщений, включая создание доступных каналов передачи обозначенной информации
Введение процедуры информирования работниками работодателя о возникновении конфликта интересов и порядка урегулирования выявленного конфликта интересов
Введение процедур защиты работников, сообщивших о коррупционных правонарушениях в деятельности Общества, от формальных и неформальных санкций
Проведение периодической оценки коррупционных рисков в целях выявления сфер деятельности Общества, наиболее подверженных таким рискам, и разработки соответствующих антикоррупционных мер
Обучение и информирование работниковОзнакомление работников под роспись с нормативными документами, регламентирующими вопросы предупреждения и противодействия коррупции в Обществе
Проведение обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции
Организация индивидуального консультирования работников по вопросам применения (соблюдения) антикоррупционных стандартов и процедур
Обеспечение соответствия системы внутреннего контроля и аудита Общества требованиям Антикоррупционной политики ОбществаОсуществление регулярного контроля соблюдения внутренних процедур
Осуществление регулярного контроля данных бухгалтерского учета, наличия и достоверности первичных документов бухгалтерского учета
Осуществление регулярного контроля экономической обоснованности в сферах с высоким коррупционным риском: обмен деловыми подарками, представительские расходы, благотворительные пожертвования
Оценка результатов проводимой антикоррупционной работы и распространение отчетных материаловПроведение регулярной оценки результатов работы по противодействию коррупции
Подготовка и распространение отчетных материалов о проводимой работе и достигнутых результатах в сфере противодействия коррупции

ГЛАВА 8. ВНЕДРЕНИЕ СТАНДАРТОВ ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА

 Важным элементом деятельности по предупреждению коррупции является внедрение антикоррупционных стандартов поведения работников в корпоративную культуру Общества.

В этих целях в Обществе разработан Кодекс корпоративной культуры Общества, включающий в себя правила, регламентирующие вопросы обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, и иные мероприятия и стандарты, а также порядок их выполнения.

В Обществе соблюдаются правила обмена деловыми подарками и знаками делового гостеприимства, которые исходят из того, что долговременные деловые отношения, основанные на доверии, взаимном уважении и взаимной выгоде, играют ключевую роль в достижении успеха Общества.

Кодекс имеет более широкий спектр действия, чем регулирование вопросов, связанных непосредственно с запретом совершения коррупционных правонарушений. Кодекс устанавливает ряд правил и стандартов поведения работников, затрагивающих общую этику деловых отношений и направленных на формирование этичного, добросовестного поведения работников и Общества в целом.

Кодекс закрепляет общие ценности, принципы и правила поведения работников Общества.

 ГЛАВА 9. ВЫЯВЛЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Выявлению и урегулированию в Обществе подлежат все случаи конфликта интересов, т.е. ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя Общества) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя Общества) и правами и законными интересами Общества, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации Общества работником (представителем Общества).

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности работников Общества является одним из ключевых элементов предотвращения коррупционных нарушений.

В целях регулирования конфликта интересов в деятельности работников (а значит, и возможных негативных последствий конфликта интересов для Общества) Общество руководствуется положением об урегулировании конфликта интересов, которое устанавливает порядок выявления и урегулирования конфликтов интересов, возникающих у работников Общества в ходе выполнения ими трудовых обязанностей.

 ГЛАВА 10. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТОМ ИНТЕРЕСОВ В ОБЩЕСТВЕ

 В основу работы по управлению конфликтом интересов в Обществе положены следующие принципы:

обязательность раскрытия сведений о реальном или потенциальном конфликте интересов;

индивидуальное рассмотрение, урегулирование и оценка репутационных и иных рисков для Общества при выявлении каждого конфликта интересов;

конфиденциальность информации о конфликте интересов, а также о личных интересах должностного лица, кандидата на должность должностного лица;

соблюдение баланса интересов Общества и работника при урегулировании конфликта интересов; недопустимость привлечения должностного лица к ответственности в связи с раскрытием информации о конфликте интересов, если соответствующая информация была своевременно раскрыта должностным  лицом, конфликт интересов предотвращен или урегулирован Обществом и не повлек причинение вреда имущественным и  неимущественным интересам Общества.

ГЛАВА 11. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ В СВЯЗИ С РАСКРЫТИЕМ И УРЕГУЛИРОВАНИЕМ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

 Обязанности работников в связи с раскрытием и урегулированием конфликта интересов:

при принятии решений по деловым (хозяйственным) вопросам и выполнении своих трудовых обязанностей руководствоваться интересами Общества без учета своих личных интересов, интересов своих родственников и близких друзей;

избегать (по возможности) ситуаций и обстоятельств, которые могут привести к конфликту интересов;

раскрывать возникший (реальный) или потенциальный конфликт интересов;

содействовать урегулированию возникшего конфликта интересов.

 ГЛАВА 12. ПРИНЯТИЕ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ КОРРУПЦИИ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ С КОНТРАГЕНТАМИ

 В антикоррупционной работе Общества, осуществляемой при взаимодействии с контрагентами, есть два направления.

Первое – установление в соответствии с законодательством Республики Беларусь и сохранение деловых (хозяйственных) отношений с теми организациями, которые ведут деловые (хозяйственные) отношения на добросовестной и честной основе, заботятся о собственной репутации, демонстрируют поддержку высоким этическим стандартам при ведении приносящей доход деятельности, реализуют собственные меры по противодействию коррупции, участвуют в коллективных антикоррупционных инициативах.

Обществу необходимо внедрять специальные процедуры проверки контрагентов в целях снижения риска вовлечения Общества в коррупционную деятельность и иные недобросовестные практики в ходе отношений с клиентами и контрагентами. В самой простой форме такая проверка может представлять собой сбор и анализ находящихся в открытом доступе сведений о потенциальных контрагентах: их репутации в деловых кругах, длительности деятельности на рынке, судебных разбирательствах, участия в коррупционных скандалах и т.п. Внимание в ходе оценки коррупционных рисков при взаимодействии с контрагентами уделяется при заключении сделок по отчуждению имущества.

Второе направление антикоррупционной работы при взаимодействии с контрагентами заключается в распространении среди контрагентов программ, политик, стандартов поведения, процедур и правил, направленных на профилактику и противодействие коррупции, которые применяются в Обществе. Определенные положения о соблюдении антикоррупционных стандартов могут в соответствии с действующим законодательством включаться в договоры, заключаемые с контрагентами.

 ГЛАВА 13. ОЦЕНКА КОРРУПЦИОННЫХ РИСКОВ

Целью оценки коррупционных рисков является определение конкретных экономических процессов и хозяйственных операций в деятельности Общества, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками Общества коррупционных правонарушений, как в целях получения личной выгоды, так и в целях получения выгоды Обществом.

Оценка коррупционных рисков является важнейшим элементом Антикоррупционной политики. Она позволяет обеспечить соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий специфике деятельности Общества и рационально использовать ресурсы, направляемые на проведение работы по профилактике коррупции.

Оценка коррупционных рисков проводится на регулярной основе в соответствии с «Картой коррупционных рисков для лиц, непосредственно реализующих в соответствии с локальными правовыми актами, контрактами (трудовыми договорами) в организациях, входящих в состав холдинга «Геоинформационные системы управления», функции в сфере закупок товаров (работ, услуг), утвержденной приказом директора открытого акционерного общества «АГАТ – системы управления» – управляющая компания холдинга «Геоинформационные системы управления» от 13.12.2023 № 475.

 ГЛАВА 14. КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ОБУЧЕНИЯ РАБОТНИКОВ ОБЩЕСТВА

 При организации обучения работников по вопросам профилактики и противодействия коррупции необходимо учитывать цели и задачи обучения, категорию обучаемых, вид обучения в зависимости от времени его проведения.

Цели и задачи обучения определяют тематику и форму занятий. Обучение может, в частности, проводится по следующим тематикам:

юридическая ответственность за совершение коррупционных правонарушений (теоретическая часть);

ознакомление с требованиями законодательства и внутренними документами Общества по вопросам противодействия коррупции и порядком их применения в деятельности Общества (прикладная часть);

выявление и разрешение конфликта интересов при выполнении трудовых обязанностей (прикладная часть);

поведение в ситуациях коррупционного риска, в частности в случаях вымогательства взятки со стороны должностных лиц государственных и иных организаций, предложения взятки со стороны субподрядчика (прикладная часть);

взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам профилактики и противодействия коррупции (прикладная часть).

При организации обучения следует учитывать категорию обучаемых лиц. Выделяются следующие группы обучаемых:

лица, ответственные за противодействие коррупции в Обществе;

руководящие работники;

иные работники Общества.

В зависимости от времени проведения можно выделить следующие виды обучения:

обучение по вопросам профилактики и противодействия коррупции непосредственно после приема на работу;

обучение при назначении работника на иную, более высокую должность, предполагающую исполнение обязанностей, связанных с предупреждением и противодействием коррупции;

периодическое обучение работников Общества с целью поддержания их знаний и навыков в сфере противодействия коррупции на должном уровне;

дополнительное обучение в случае выявления провалов в реализации антикоррупционной политики, одной из причин которых является недостаточность знаний и навыков работников в сфере противодействия коррупции.

Консультирование по вопросам противодействия коррупции обычно осуществляется в индивидуальном порядке. В этих целях в Обществе определяются лица, ответственные за проведение такого консультирования.

Консультирование по частным вопросам противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов рекомендуется проводить в конфиденциальном порядке.

 ГЛАВА 15. ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ

 Система внутреннего контроля и аудита Общества призвана способствовать профилактике и выявлению коррупционных правонарушений в деятельности Общества. При этом наибольший интерес представляет реализация таких задач системы внутреннего контроля и аудита, как обеспечение надежности и достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества и обеспечение соответствия деятельности Общества требованиям нормативных правовых актов и локальных правовых актов Общества. Для этого система внутреннего контроля и аудита должна учитывать требования Антикоррупционной политики, реализуемой Обществом, в том числе:

проверка соблюдения различных организационных процедур и правил деятельности, которые значимы с точки зрения работы по профилактике и предупреждению коррупции;

контроль документирования операций хозяйственной деятельности Общества;

проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска.

Контроль документирования операций хозяйственной деятельности прежде всего связан с обязанностью ведения финансовой (бухгалтерской) отчетности Общества и направлен на предупреждение и выявление соответствующих нарушений: составления неофициальной отчетности, использования поддельных документов, записи несуществующих расходов, отсутствия первичных учетных документов, исправлений в документах и отчетности, уничтожения документов и отчетности ранее установленного срока и т.д.

Проверка экономической обоснованности осуществляемых операций в сферах коррупционного риска может проводиться в отношении обмена деловыми подарками, представительских расходов и других сфер. При этом следует обращать внимание на наличие обстоятельств – индикаторов неправомерных действий, например:

 оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;

предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ государственным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;

выплата посреднику вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для Общества или плату для данного вида услуг;

закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;

 ГЛАВА 16. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РАБОТНИКАМИ

 Общество требует от своих работников соблюдения настоящей Антикоррупционной политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.

В Обществе организуются безопасные, конфиденциальные и доступные средства информирования руководства о фактах коррупции, в том числе взяточничества. На имя директора могут направляться предложения по улучшению антикоррупционных мероприятий и контроля, а также запросы со стороны работников и третьих лиц.

Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры с новыми работниками проводится вводный тренинг по положениям настоящей Антикоррупционной политики и связанных с ней документов, а для действующих работников проводятся периодические информационные мероприятия в очной форме.

Общество заявляет о том, что ни одни работник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии или иным способом ущемлен в положении), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве.

Общество размещает настоящую Антикоррупционную политику в свободном доступе на официальном сайте в сети Интернет, открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики всеми контрагентами, своими работниками и иными лицами.

 ГЛАВА 17. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В СФЕРЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

Сотрудничество с правоохранительными органами является важным показателем действительной приверженности Общества декларируемым антикоррупционным стандартам. Сотрудничество с правоохранительными органами осуществляется в форме:

оказания содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими проверок деятельности Общества по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;

оказания содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-розыскные мероприятия.

Руководству Общества и работникам Общества следует оказывать поддержку в выявлении и расследовании правоохранительными органами фактов коррупции, предпринимать необходимые меры по сохранению и передаче в правоохранительные органы документов и информации, содержащей данные о коррупционных правонарушениях. При подготовке заявительных материалов и ответов на запросы правоохранительных органов рекомендуется привлекать к данной работе специалистов в соответствующей области права.

Руководство Общества и работники не должны допускать вмешательства в выполнение служебных обязанностей должностными лицами судебных или правоохранительных органов.

 ГЛАВА 18. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ (НЕНАДЛЕЖАЩЕЕ ИСПОЛНЕНИЕ) ТРЕБОВАНИЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

Общество, а также директор и все работники должны соблюдать нормы антикоррупционного законодательства, установленные в том числе Уголовным кодексом Республики Беларусь, Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Законом о борьбе с коррупцией, Декретом Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» и иными нормативными актами.

С учетом изложенного всем работникам Общества строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, в том числе предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки.

Директор и работники всех подразделений Общества независимо от занимаемой должности несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики.

Лица, виновные в нарушении требований Антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе Общества, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренном законодательством Республики Беларусь.

 ГЛАВА 19. ПОРЯДОК ПЕРЕСМОТРА И ВНЕСЕНИЯ ИЗМЕНЕНИЙ В АНТИКОРРУПЦИОННУЮ ПОЛИТИКУ ОБЩЕСТВА

Общество осуществляет регулярный мониторинг хода и эффективности реализации антикоррупционной политики. В частности, Комиссия по противодействию коррупции, на которую возложены функции по профилактике и противодействию коррупции, может ежегодно представлять руководству Общества соответствующий отчет.

Если по результатам мониторинга возникают сомнения в эффективности реализуемых антикоррупционных мероприятий, следует рассмотреть вопрос о необходимости внесения в антикоррупционную политику изменений и дополнений.

Пересмотр принятой антикоррупционной политики может проводиться и в иных случаях, таких как внесение изменений в антикоррупционное законодательство или в Трудовой кодекс Республики Беларусь, изменение организационно-правовой формы Общества.

При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Антикоррупционной политики либо при изменении требований применимого законодательства директор Общества, а также ответственные лица организуют выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящей Антикоррупционной политики и (или) антикоррупционных мероприятий.

 ГЛАВА 20. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Антикоррупционная политика подлежит непосредственной реализации и применению в деятельности Общества. Директор Общества должен демонстрировать личный пример соблюдения антикоррупционных стандартов поведения, выступать гарантом выполнения в организации антикоррупционных правил, требований, стандартов и процедур. Антикоррупционная политика Общества доводится до сведения всех работников Общества. Организовывается ознакомление с Антикоррупционной политикой работников, принимаемых на работу в Общество, под роспись. Обеспечивается возможность беспрепятственного доступа работников к тексту Антикоррупционной политики путем размещения его на официальном сайте Общества, на информационных стендах, на которых представлена вся необходимая информация, касающаяся противодействию коррупции.