Стратегическая задача ОАО “НИИЭВМ”

Ежедневно сотни минчан и гостей столицы, передвигаясь на метро, пользуются разработкой ОАО “НИИЭВМ”.

Речь идет об автоматизированной системе контроля оплаты проезда (АСКОП), разработанной ОАО “НИИЭВМ” для ГП “Минский метрополитен”, и функционирующей с самого начала эксплуатации столичного метро в 1984 году.

На АСКОП возложена стратегическая задача – обеспечение безопасности пассажиров, а также ряд технических функций. Она предназначена для автоматизированной продажи проездных билетов, оплаты и контроля проезда, учета объема перевозок, формирования статистических документов, диагностики и мониторинга оборудования, обмена данными между объектами АСКОП.

Столь же широк и перечень оборудования, который входит в систему: входные (АКП) и выходные (ПКА) автоматизированные контрольные пункты – турникеты, различные АРМ, сетевое оборудование, устройства контроля ресурса карт, сервера разного уровня и другие изделия.

За период эксплуатации АСКОП прошла более 5 циклов полного или частичного обновления, вызванных как переходом на новые типы билетной продукции, так и постоянным обновлением элементной базы оборудования. Пассажиры постарше помнят, что в первое время для оплаты за проезд использовались 5‑копеечные монеты. На смену им пришли жетоны. Потом – магнитные карточки (МК), бесконтактные карточки (БСК) трёх основных типов, включая банковский тип. Разработаны и опробованы в режиме пассажирской эксплуатации SMS‑билеты на базе мобильных телефонов, системы оплаты на базе видеораспознавания лица пассажира. Также начал внедряться пилот‑проект на базе считывания QR‑кода с мобильного телефона пассажира.

В связи со строительством 3-й линии Минского метрополитена и необходимостью постоянного совершенствования поставляемого оборудования метрополитена ОАО “НИИЭВМ” по собственной инициативе создало новую модель входного турникета АКП 3-го поколения (АКП-3), в котором улучшен комплекс основных характеристик турникета, реализована встроенная диагностика узлов, значительно  уменьшена металлоёмкость, энергопотребление, за счёт ярких индикаторов значительно улучшены эргономические характеристики. В турникете применена новая элементная база, обновлён дизайн, улучшены показатели безопасности, обеспечена совместимость по носителям билетной продукции с общей информационной технологией контроля прохода и оплаты проезда с системами 1-й и 2-й линий метрополитена. В настоящее время на 3-ей линии поставлены и введены в эксплуатацию 47 АКП-3.

В период с 2020 по 2024 годы кроме новых моделей турникетов в состав нового оборудования АСКОП для 3-й линии Минского метрополитена были разработаны, поставлены и введены в эксплуатацию новые модели АРМ станции (АРМС), АРМ начальника станции (АРМНС), АРМ инициализации проездных билетов (АРМИ), устройство контроля ресурса карты (УКРК). Также завершена разработка модели компьютера малогабаритного безвентиляторного (КМБ) для поставки в составе АРМС, АРМНС, АРМИ и других промышленных систем. Архитектура КМБ позволяет настраивать его функциональные возможности согласно требованиям заказчика, а унифицированные интерфейсы – подключить большой спектр внешних устройств.

ОАО «НИИЭВМ» является эксклюзивным производителем АСКОП для ГП «Минский метрополитен». Всего на новые станции 3-й линии Минского метро в период с 2020 по 2024 годы поставлено более 160 единиц оборудования АСКОП. Все поставляемые изделия соответствуют высоким стандартам качества и современной эргономики.